Анализ химических свойств древесины, из которой изготовлялись знаменитые скрипки Страдивари и Гварнери, позволил ученым приблизиться к разгадке секрета уникального тембра инструментов итальянских мастеров.

Способ консервирования древесины - вот в чем секрет изумительного звука скрипок Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери, изготовленных в 17-м веке. Иозеф Надьвари (Joseph Nagyvary) из университета Техаса cовместно со своими коллегами из университета штата Колорадо и университета им. Брайана Янга в штате Юта провел детальный анализ стружки, собранной после ремонта уникальных скрипок, сообщает New Scientist.
Результаты оказались совершенно неожиданными и заставили ученых предложить новый вариант объяснения исключительных акустических свойств скрипок знаменитых итальянских мастеров. В ходе исследования были использованы методы ИК- и ЯМР-спектроскопии для анализа химических свойств верхней и нижней дек каждого из инструментов (деки являются основными элементами, создающим звуковой резонанс). Д-р Надьвари обнаружил, что дерево, использованное для скрипок Страдивари и Гварнери, хранилось на одном и том же складе в Кремоне и консервировалось одним и тем же способом.
Анализ показал, что древесина клена, растущего сейчас в этом регионе Италии, отличается по составу от той, что использовалась в знаменитых скрипках. Дерево для скрипок великих итальянских мастеров подвергалось очень жесткой химической обработке солями меди, железа и хрома, которые и являются консервантами.
Именно эти соли, по мнению Надьвари, и являются причиной уникального тембра итальянских скрипок. Являясь фунгицидными веществами (предотвращающими поражения дерева микроскопическими грибками), эти соли одновременно изменяют механические и акустические свойства дерева.
В настоящее время Надьвари работает над составлением полного перечня ионов, использованных для консервации дерева. Старые мастера, по-видимому, не пытались специально изменять акустические свойства - они просто собирали соли в ближайших карьерах по добыче этих минералов и использовали их растворы для консервирования.
Д-р Надьвари, эмигрировавший из Венгрии после событий 1956 года, посвятил изучению секрета скрипок Страдивари всю свою жизнь. Он пытается воспроизвести старинные рецепты Страдивари и Гварнери.
Еще в 1998 году Надьвари обработал морской водой и виноградным соком кленовое дерево, и его дека звучала почти так же, как и скрипка Страдивари. В 2001 году он выяснил, что бура (тетраборат натрия), использованная Страдивари для обработки дерева от жучков-древоточцев, cильно влияла на звук скрипки.
Однако не все эксперты согласны с выводами д-ра Надьвари. В частности, Ион Уайтли (Jon Whiteley), у которого есть в собственной коллекции две скрипки и гитара Страдивари, считает, что само дерево и лак для покрытия не менее важны, также как и форма скрипки, которая определяет свойства резонирующей полости.
CNews.ru



Музыкальный мастер из Трансильвании Клаудиу Палл утверждает, что он раскрыл секрет знаменитых скрипок Страдивари. В течение почти полувека он бился над разгадкой тайны уникального звучания инструментов "маэстро из Кремоны", которую тот унес с собой в могилу 300 лет назад, передает корреспондент "Светской хроники" РИА "Новости".
Открытие румынского исследователя необычно - своим исключительным свойствам скрипки великого итальянца обязаны особой грибковой культуре, которая развивалась в древесине, использовавшейся для изготовления музыкальных инструментов.
Экспериментируя над различными породами дерева /а Клаудиу Палл всю жизнь проработал скрипичным мастером на специализированной фабрике в городе Регин/ - подвижник наткнулся однажды на записи одного ученого, изучавшего исходные материалы для знаменитых инструментов "от Страдивари". Среди данных химического анализа он обнаружил присутствие редкой разновидности древесного грибка, развивающегося в горных реках с особым составом воды.
"Зная, что Страдивари работал с деревом, которое сплавлялось из Тирольских Альп, причем только из определенной зоны, я начал свои опыты, - рассказывает Палл. - Все имело значение: когда и где вырублено бревно, сколько времени находилось в реке, как сушилось - вплоть до химического состава речной воды. Результаты многолетних исследований оказались удивительными: скрипка, сделанная из материала, на котором развилась грибковая культура, имела замечательный резонанс и неповторимое звучание".
Сам Палл считает, что наиболее близкий к "эффекту Страдивари" звук получается у инструментов, материал для которых "вымочен" только в одной реке. В народе ее называют Золотая Бистрица - когда-то в этих местах добывалось золото.
По этой ли причине, или по какой другой, но "скрипки от Палла", по отзывам специалистов, очень хороши, они идут нарасхват среди музыкантов.



Поехали, Дункель! (крупнее)

10 марта в Центральном Доме Художника состоится презентация нового альбома Андрея Козловского "Поехали, Дункель!" записанного с замечательными музыкантами из группы "Грассмейстер".
Гости концерта - Сергей Воронов, Ирина Сурина, Ваня Жук и Владимир Кожекин. Ну очень интересный концерт!





12 февраля в Центральном Доме Художника состоится вечер-концерт памяти Андрея Баранова, блестящего музыканта, виртуозного гитариста, композитора, автора уникального диска гитарной музыки "Капитан Морган. Мамакабо", трагически погибшего 2 августа 2003 года.



На сцене ЦДХ, где Андрей часто выступал, соберутся друзья Андрея Баранова - музыканты, актеры, барды, поэты - те, с кем он работал и дружил: Тамара Сидорова, Олег Митяев, Иван Смирнов, Сергей Воронов, Татьяна Васильева, группа "Грассмейстер", Андрей Козловский, Ирина Сурина, Виталий Калашников, Михаил Махович, музыканты из Театра национального искусства В. Назарова, актеры клоун-мим-театра "Лицедеи" и многие другие.

24-го мая 2003 по ТВЦ 17.45 в программе "Репортер" будут показывать про меня и про гитары. Должны участвовать А. Шепелёв и А. Козловский. Снимали много, даже на блюзовый фестиваль забрели. А. Козловский снова доказал, что людей с камерами и микрофонами к нему подпускать нельзя - он тут же начинает сочинять сказки про себя и окружающую действительность :) Если все это вошло - будет очень забавная программа

7.03.2001 Хвастаюсь - Олег Митяев привез мне в реставрацию гитару Юрия Визбора. Должен сказать - впечатляет (не сам инструмент, но все, что на нем сыграно, спето и написано). И я сделал ее полную реставрацию. Теперь она играет, прочная, но выглядит абсолютно также, как у Визбора. Ничего не менял, все как было. Вот.


01.06.2001 Сеть STRUNA.RU, авторизованный агент Компании МАРТИН, США в Российской Федерации, признавая выдающийся вклад Тимура Ведерникова и группы "ГрАссМейстер" в развитие гитарного исполнительского мастерства, с гордостью представляют в 2001 году музыкальной общественности планеты три эксклюзивных 6-струнных комплекта струн для акустической гитары именных серий!





© 2000 Grey Goose Inc.